Работа с фрилансером

Руководство по работе с фрилансером для заказчиков.

Работа с фрилансеромПредставляю вам два волшебных способа работы с фрилансером, которые позволят вам получать именно то, что вы хотите за ваши деньги.

Способ первый.

Предложите бюджет, превышающий в два раза или более оценку исполнителя, с условием, что вы можете попросить по факту полностью переделать работу.

Путь лузера — искать дешевле, торговаться, а потом возмущаться или «внезапно» обнаруживать, что получил говно. Очень популярное явление — тратить время на расчеты стоимости правок. Это отнимает безумное количество энтузиазма с обеих сторон, но, как правило, к позитивным результатам не приводит, «как ни удивительно». Особенно, если идет общение с творческими персонажами, например с иллюстраторами, дизайнерами, музыкантами, рекламистами, душевными прозаиками и поэтами — вы просто убиваете их морально, душите своей циничной арифметикой!

Просто дайте денег больше. Хотя бы немного больше, и попросите о взаимной доброте.

На памяти около двадцати случаев, в моей практике и у разных коллег, когда заказчики поступали таким образом. Интересно, что они ни разу не прогадали. Ни разу.

В тоже время, есть тысячи мега проектов, которые стали лузерскими, хотя изначально имели все шансы на успех. Не буду утверждать, что это панацея, просто наблюдение — их менеджеры посвящали много сил поискам «дешевле» и базарному торгу.

Способ второй.

Не стоит указывать исполнителю — фрилансеру, КАК ему нужно работать. Напротив — имеет смысл скрупулезно объяснить, ЧТО именно вы хотите получить.

Таким образом Вы уменьшаете диапазон выбора среди успешных кандидатов. Если понимаете математику — есть множество талантливых и покладистых фрилансеров, которые владеют некоторым набором средств. Когда вы указываете свой набор средств и инструментов — вы определяете второе множество. Смысл в том, что чем больше вы указываете деталей, касаемо методов реализации, тем меньше эти множества пересекаются, и тем меньше успешных соискателей, возможно, попадут в результирующую выборку.

Когда вы тратите время на детали методологии, даже если вы — гуру, вы тратите драгоценное внимание, и упускаете аспекты, касаемые цели. Именно поэтому «заказчики-гуру» очень часто по факту обнаруживают, что получили не то, что хотели. На самом деле, ничего удивительного в этом нет — просто не надо было тратить время на «КАК», надо засунуть в попу свои амбиции, и детально проработать момент «ЧТО».

В первую очередь, уделите достаточное количество времени, для того, чтобы самостоятельно понять, какие цели вы преследуете. Это хороший способ избежать проблем в дальнейшем. Если времени уделить не можете — придется компенсировать деньгами.

Заказчики софта пишут ТЗ на десятки страниц. Не ленятся рисовать блок-схемы и подробно описывать алгоритмы. Многие серьезные программисты  попросту игнорируют такие заказы. Дело в том, что подавляющее большинство авторов таких ТЗ не имеют ни знаний, ни опыта, ни квалификации. Но, сам факт того, что они с такой работой справились, заставляют их глаза светиться, поэтому они тратят бешеное количество усилий для того, чтобы доказать, что эта воображаемая программа РАБОТАЕТ. Как вы понимаете, в большинстве случаев это не так.

Неприятно видеть, когда культурный, образованный, и иногда преуспевающий человек уверен в том, что сможет решить сложную многосоставную задачу, даром что не обладает соответствующей квалификацией. Вы удивитесь, но такие случаи очень и очень частые.

Ключевым вопросом в этом случае обычно бывает следующий: «Можно ли отходить от ТЗ?» Если получаю ответ «Нет» — заказчик уходит в игнор. Если «Да», тогда работа получается намного лучше, быстрее и продуктивнее.

Зона комфорта.

Зона комфорта Подавляющее большинство специалистов (если вы ищете специалистов, а не учеников), имеют некоторый однозначно ограниченный набор инструментов, работать с которыми они привыкли.

Если вы доверяете исполнителю выбор средств — вы делаете ставку на его профессионализм. Разрешая специалисту работать, не выходя из личной зоны комфорта — означает, что результат вы получите скорее, и этот результат будет более качественным и релевантным.

Варианты вроде «нам надо сайт на X, потому что секретарша освоила админку X» — ущербные. Во-первых, вы теряете возможность контакта со специалистами, которые владеют другими средствами, но вполне могут критично устроить вас по десятку других, более важных критериев. Во-вторых, секретарша может освоить и другую админку. Обычно там менее десятка кнопочек, вроде «Добавить», «Редактировать» и «Удалить». Если секретарша не может сориентироваться в нескольких кнопках — имеет смысл отдать эту работу другому человеку. А заодно проверить, нет ли скрепок в ксероксе.

Еще случай. Есть гений пиксельарта, работающий в GIMP. Угадайте, что он думает про заказчиков, которые требуют, чтобы он работал в фотошопе? Правильно, чихал он. К слову, GIMP может читать и сохранять в PSD, но этот момент недальновидно упускается.

Еще случай. Человек когда-то имел опыт с PHP Nuke, но последние годы трудится в ином качестве, и его нынешняя работа с IT не связана. Возникла задача — открыть новый сайт через неделю. Человек пошел искать фрилансеров. Основное требование — опыт написания модулей для PHP Nuke. Своего студента он нашел. Стоит-ли говорить, что сайт получился только через месяц, а на второй месяц встал вопрос о том, что нужен вообще другой сайт?

Амбиции и доверие.

Вот одна реальная история, одного реального специалиста.

«В позапрошлом году получил заказ от очень интересного человека. Прогуглил — биография замечательная. На протяжении 15 лет — руководящие посты в организациях с популярными названиями. Эффектно так, просто на слуху! Стало интересно, между делом подумал, что стоит попросить автограф.

У него была замечательная идея. Создать сервис в интернете, который позволит конкретному кругу пользователей более чем эффективно удовлетворять конкретную потребность. Красиво было все, от идеи до концепции, и даже в подробностях.

Оговорили детали соглашения и хлопнули по рукам. Меня наняли в качестве программиста — сделать CMSку, обслуживающую логику проекта. Первичные задачи — чтобы все работало, чтобы всем было удобно. Следующая задача — чтобы один дедик справлялся с нагрузкой, не причиняя кому-либо дискомфорта.

Через месяц показываю результат. Первый вопрос «А что так скромно-то?» Ну, допускаю, что человек занятой, может быть просто позабыл, что и где. Напоминаю, что я — всего лишь программист, и он никогда не просил у меня пакетное решение, напротив — заказал только софт, а дизайнера мы планировали нанять позже. Говорит «Ой, да», нанимает дизайнера, который должен нарисовать сайту симпатевые шкурки.

На следующий месяц я решил вторую подзадачу — оптимизировал производительность, и заодно протестировал и отладил программу вдоль и поперек. Собственно, со своей стороны я не видел причин, которые могут помешать проекту открыться. Правда, ничего не поступило от дизайнера.

Встречаемся. Показываю результаты, демонстрирую достижения. Вновь спрашивает про дизайн. Честно говорю, что (его) дизайнер с момента знакомства на связь не выходил ни разу, о чем я еженедельно сигналил, предполагая, что он лично контактирует с ним. Но следующий вопрос просто добил…

В нормальном функционировании этого сервиса предусматривается некоторая работа, которую нужно делать руками. Только руками, и никак иначе. Автоматизировать и облегчить управление этой работой возможно, и я это, разумеется, сделал. Но вопрос «А как у нас с этим?» поверг в шок. Пытаюсь напомнить, что моя задача вроде бы заключается в разработке программы, и ни разу — в управлении этим проектом. Даже более того — находясь в другом городе, у меня ни разу не было ни мысли, ни задачи такой, ни возможности учредить организацию, арендовать офис, посадить в него людей, заключив с ними трудовые договора, руководить их работой на протяжении нескольких лет.

Как бы между ролями «программист» и «директор фирмы» есть некоторая разница, да? В бюджетах, кстати, тоже. Учитывая единственную существовавшую концепцию постановки моей задачи — сомнений в ее содержании никогда не возникало.

Конечно, добросовестно объяснил эти моменты регалийному заказчику. Но оказалось, что только разозлил его. Он обиделся, ругался, и не стал предпринимать никаких действий. Вообще никаких — красивый проект умер, не родившись.

Момент присутствия ручного труда в этом сервисе, естественно, обговаривался. Естественно, он также и подразумевался — эту операцию роботизировать нельзя. И даже более того, именно автоматизированная продажа результатов труда сотрудников и является сутью бизнес-модели этого проекта. А изюминка — именно в автоматизации продаж и процессинга, что дает отличнейшие эффективные конкурентные преимущества, и позволят позиционировать этому проекту. Аналогов в рунете нет до сих пор.

Человеку помешали амбиции. Как я понял, он настолько крут, что просто не считает необходимым уделять внимания рутинным вещам. К таким «мелочам» он отнес и работу по управлению открытием собственного проекта».

Конечно, этот пример гиперболичен по сути, но он из жизни.

Мораль банальна — амбиции не должны мешать работе. Амбиции и доверие — разные поля, поэтому разумно ставить на что-то одно. А проиграв — не жаловаться.

фрилансерПри сотрудничестве с фрилансерами, это особо стоит учитывать, так как любой удаленной работник относится к всякой дури естественно циничнее.

Если местный босс добропорядочен и воспитан, внешний вид, выражения лиц и позы соответствуют завету царя Петра.

Удаленные работники, напротив, чувствуют себя свободными по определению.

Поэтому, если вам постоянно поддакивают ваши подчиненные — не ждите, что фрилансеры будут также потакать и работать по избыточному принципу без дополнительной оплаты.

Конечно понятно, что перевоспитывать себя не хочется, но выход есть — смотрите выше, Способ №1.

Похожие записи

Рейтинг: 0

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Александр

24

Ничего так в делах не подкупает, как своевременная предоплата. $

Комментарии: 146Публикации: 102Регистрация: 05-02-2016

2 комментария

  • Григорий

    Я,честно говоря,далек от фриланса,но статья мне очень понравилась.Наверное потому,что мораль можно применить к любому делу.подписываюсь.

    Рейтинг: 0
  • Марина

    Отлично! У самой никак не доходили руки написать об этом, хотя такие «всезнайки»-заказчики уже достали! Спасибо!

    Рейтинг: 0

Добавить комментарий